Фантастические и длительные северные закаты ....



В чем же секрет красоты северных закатов?
 Над морем постоянно формируются облачные массы совершенно причудливых форм. Идеальные условия для фантастического заката: 
гроза и сильный дождь в течение всего дня, проходящий к вечеру. Если Солнце заходит над морем и на горизонте появляется узкая 
полоска просвета — «огненный» закат гарантирован. Солнце подсветит снизу всю это армаду тяжёлых туч и они загорятся. 


 Закат, которым нам встретило Белое море под Онегой в июле этого года. Весь день шёл дождь, который не прекратился и вечером. 
Но Солнце нашло маленькую дырочку у горизонта и устроило «пожар».


На Белом море под Онегой.


Закат. Часовня Иоанна Богослова в Шишкино Плесецкого района Архангельской области


Возможность любоваться светопреставлением долгие часы — близость к полюсу. 
Солнце тут высоко над горизонтом не поднимается и освещает Землю полого. Путь светила вдоль горизонта получается длиннее — 
закат длится долго, 2-3 часа. Кроме этого, даже после того, как Солнце уходит за горизонт, оно еще долгое время двигается
 вдоль него, освещая рассеянными в атмосфере лучами довольно широкую полоску неба над горизонтом. 


На берегу озера Кенозеро, деревня Шишкино.
Закат на берегу озера Кенозеро, деревня Шишкино (соседняя с Вершинино). Подарок погоды накануне отъезда домой.


На экваторе Солнце просто опускается вертикально вниз, его путь короткий, закат длится считанные минуты. Вот и вам и ответ.
Поэтому, если хотите наслаждаться долгими закатами — вам на Север! Низкое Солнце — залог удачных снимков.


Феерический закат на Белом море.


На берегу Святого озера у Соловецкого монастыря.


Гранитный берег мыса Пильемский и остров Луда вдали снова на Белом море.







Благодарю  Алексея Мараховца....

Такая манящая Индонезия ....





Рисовые террасы, высоченные пальмы, воздушная дымка, скрывающая горные вершины и маленькие деревушки на склонах —
это берега озера Манинджао, остров Суматра, Индонезия. Рай на земле? Возможно…




Рисовые поля расположены здесь не только на склонах гор, но и на равнине, где террас как таковых нет. Поля лишь выровнены в
горизонтальной плоскости, из-за чего имеются небольшие перепады по высоте. Полей много, они занимают все свободное
пространство берега, не занятое под жилье.  Сейчас рис как раз в соку, свежая зелень очень оживляет окрестные пейзажи.


Чем дальше от берега и выше в горы, тем условия для земледелия сложнее. Но местные — народ трудолюбивый, справляются.


Ребятишки, идущие из школы



В деревнях — классические для этих мест дома с остроконечными крышами.



У некоторых народов чувство прекрасного как-будто в крови, и порой кажется, что все эти простые люди, крестьяне,
имеют дизайнерское образование. Настолько красивы их жилища и окружающий их быт.





Буйволица с прекрасными карими глазами. Только такие и должны жить в раю.




Население — почти сплошь мусульмане.


Хотя, возможно, есть выходцы из Китая.





Вода течет повсюду, стекает ручьями с гор, и ее просто распределяют по террасам и огородам. Течет она непрерывно, днем и ночью,
 провоцируя бурный рост растительности. Стоит только выйти за пределы деревни и подняться в горы, как почти сразу же начинаются джунгли.



Характерная особенность здешних мест — практически все дома в поселке построены на сваях, а внизу, под домом, бассейны с рыбой.
Даже вокруг мечетей, школ, под домами, стоящими высоко на склоне горы, — везде есть водоемы с рыбой. Повальное увлечение
рыбоводством! У многих домов бывает по два или три бассейна, их делают на разных уровнях, и вода перетекает из одного в
другой каскадом, создавая приятный успокаивающий звук.



Но это все мелочи по сравнению с грандиозным рыбным хозяйством в самом озере. Вдоль всего поселка, метрах в 100 от берега,
находится целая рыбная ферма. Каждый день, с раннего утра и почти до вечера, на мостках видны люди, по озеру постоянно
взад-вперед плавают маленькие лодочки, в которых сидят мужики в конусных соломенных шляпах, и гребут одним веслом.










Выращивание риса — труд действительно очень нелегкий.






На берега Манинджао опускается вечер, поля пустеют, люди спешат в мечети и по своим жилищам, над озером летят,
отзываясь далеким эхом, протяжные суры Корана. Определенно рай на земле…












Самый большой каменный мост на планете ....





Мост Солкан, раскинувшись над речкой Соча, соединяет две страны – Италию и Словению.
 Не смотря на то, что эта яркая архитектурная достопримечательность расположена фактически на
 границе двух государств, все же большая часть конструкции моста принадлежит Словении.


Солкан полностью выполнен из камня, не удивительно, что его красота и величие не оставляет никого равнодушным, создается впечатление, будто люди возле него попадают в другую эпоху. Интересен и тот факт, что Солкан, имеющий длину двести двадцать метров, является самым длинным мостов на планете, построенным из камня.




Сооружение моста, над проектом которого работали архитектор Джосснер и инженер Орли, началось в 1900 году. Строительство Солкана длилось шесть лет, в 1906 году мост, через который было налажено новое железнодорожное сообщение между двумя странами, торжественно открыли.




Грандиозность архитектурной конструкции моста подчеркивает и то, что центральная опорная арка Солкана, имеющая длину восемьдесят пять метров, уступает по размерам только арке китайского моста Longmen Bridge, который был построен в 1961году в городе Лояне.




В годы Первой мировой австрийцы во время отступления взорвали мост Солкан, но в 1927 году его восстановили, при этом было внесено несколько конструкционных изменений. Так вместо пяти арок было возведено по четыре с каждой стороны моста, это не только упрочнило архитектурную конструкцию сооружения, но и сделало Солкан еще более красивым.






В 1985 году Солканский мост правительство Словении внесло в список национального достояния 
и взяло под охрану государства.





Загадки Киевской Руси ....





Когда мы говорим "Киевская Русь", то представляем себе централизованное государство со столицей в Киеве,
однако по сей день историки не могут однозначно сказать, можно ли Киевскую Русь считать государством…

Когда появилась "Киевская Русь"?
Жители Киевской Руси не называли то место, где они живут, Киевской Русью. Ивана IV, Ивана III и других царей не называли с числовыми обозначениями их современники. И термин "Киевская Русь", и многое другое в истории, к чему мы привыкли
относиться как к готовой формуле, придумали историки.
До начала XIX века термина "Киевская Русь" просто не существовало. Первым его использовал
Михаил Максимович в своем труде "Откуда идет русская земля", написанном им в год смерти Пушкина.

Здесь важно уточнить, что использовал он его не в значении "государство", а в ряде других "Русей" - Червонной, Суздальской и так далее. То есть учитывался только географический, а никак не государствообразующий фактор.В том же значении употребляли этот термин и Соловьев, и Костомаров.
Термин "Киевская Русь" в XIX веке так и не получил своего, привычного нам сегодня значения. Даже националистично настроенные украинские историки во главе с Михаилом Грушевским сторонились его, поскольку он подразумевал, что кроме Киевской Руси есть и другие "Руси". Грушевский обозначал древнерусское государство как "Киевское государство" или "Руська держава", ставя её в противовес "государству московскому".
Государством "Киевская Русь" стала уже в годы правления Иосифа Сталина. Сохранилась история о том, как академик Греков работал над своей "Киевской Русью" и "Культурой Киевской Руси". Один из его подопечных вспоминал, что Борис Дмитриевич спрашивал у него: "Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему".

Употребив термин "Киевская Русь", историк считает нелишним пояснить, что "... в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле "империи Рюриковичей", соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц".
Даже теоретик государственности Киевской Руси напрямую не называет Киевскую Русь государством.
А была ли она государством и уж тем более - империей?

Была ли Киевская Русь государством?
Итак, важно выяснить, была ли Киевская Русь государством. Сегодня все больше историков склоняются к точке зрения, что нет, не была. В ней не было классовых структур (были сословные), не было централизованной власти в строгом соответствии с этим термином, не было развитой юридической системы, не было налаженной дипломатии.

Княжеское право только зарождалось, право на принуждение имело городское вече, князья и дружина.
Это была не монархия, не деспотия, не республика, это было больше похоже на некое корпоративное управление.
Также нужно сказать, что в Киевской Руси не было единой валюты, а монета - один из основных признаков налаженной государственной системы. До XV века на Руси в ходу были златники, сребреники и иностранные монеты. Но и их мало, поэтому люди занимались, в основном, натуральным обменом.
Мнения историков по вопросу государственности в Киевской Руси серьезно разнятся. Историк Игорь Фроянов считает Киевскую Русь потестарным, доклассовым государством. При этой оценке он говорит о территориальном, а не родовом принципе размещения населения, о том, что была публичная власть, отделенная от народа, которая взимала дань для содержания себя.
Конечно, никому бы и в голову не пришло в период "Киевской Руси" даже думать о том, в государстве ли я живу, поскольку сам термин "государство" был впервые применен только в XV веке, а у нас слово "государь" было впервые было обращено только к Ивану Грозному.

Люди того времени не могли чувствовать себя частью государства, максимум - частью города, дружины, общины.
Русский человек знал, по определению историка Бориса Флори, что он живет на "Русской земле".
Историк Романов также замечает: "Русская земля", мысль о которой держит на себе весь идейный слой "Слова о полку Игореве", и близко не лежала к словарному составу и запасу понятий Даниилова "Слова" (написанному в XIII веке).
Роль церкви
Говоря о таком "фантомном государстве" как "Киевская Русь" нельзя сказать и о другой структуре, которая прямым образом влияла на зарождение русской государственности - Православной церкви.
Церковные иерархи могли занимать высокое положением в структурах власти (в той же Новгородской республике), принимали участие в составлении законов. Титул Митрополита Киевского Всея Руси и титул Царя и великого князя Всея Руси были связаны, в том числе и территориально.

Когда митрополит переехал во Владимир, то и "Всея Руси" стала прилагаться к титулам владимирских князей, затем - московских, которые именовали себя с приставкой "Всея Руси" уже и в переписке с византийскими правителями.
Интересно, что официальной эта приставка стала только в конце XV века, в XVI веке уже был использован эллинизированный вариант "Всея Росiи", а Алексей Михайлович уже был "Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец".

Чем жила Киевская Русь
Чем жила Киевская Русь? Сбором налогов (князь сам часто ездил в полюдье), контролем за транзитом товаров 
на Янтарном Пути и Пути из варяг в греки. Это было очень доходное дело.
Речные пути, по которым проходил большой объем товаров (от янтаря до рабов) был своеобразной "трубой", на которой сидели князья, каганы (Митрополит Илларион называл каганами киевских князей Владимира и Ярослава Мудрого) и дружинные союзы Древнерусского государства.
Айвазовский. Варяжская сага: путь из варяг в греки. 1876
Важно и то, что любое государство на ранних этапах развития начинает испытывать колониальные, экспансиональные намерения. У Киевской Руси их не было. Не считая походов Святослава, который и вовсе с трудом укладывается в понятие "киевского государя", поскольку хотел перенести столицу в Переяславец.
Не совершенным было и лествичное право, которое оказалось настолько сложной системой передачи власти, что приводило к многочисленным спорам, конфликтах и даже войнам.
В период, обозначаемый историками как "Киевская Русь" шло только зарождение и государственности, и общественных институтов, русские люди не были ещё "гражданами" в классическом греческом значении.
Владимирская Русь
"Окончанием" "Киевской Руси" принято считать 1169 год, когда Андрей Боголюбский перенес княжение во Владимир. Так появилась "Владимирская Русь", которую в 1325 году сменит "Московская".
Таким образом, от начала княжения в Киеве Олега, "Киевская Русь" просуществовала меньше трех веков. За 30 лет, с 1146 по 1176 год, власть сменялась в Киеве по меньшей мере двадцать раз. Не самая лучшая для государства стабильность.
Началом усиления Владимира становится период правления Юрия Долгорукого
Впрочем, "Владимирская Русь" просуществовала ещё меньше.
Основанный в конце X века на месте небольшого поселка племени меря Владимир получил статус стольного града Северо-Восточной Руси. Но монголо-татарское нашествие подорвало перспективное развитие Владимира.
Несмотря на условный статус столицы, город быстро утратил свое первенство.
Последним князем, княжившим непосредственно во Владимире, был Александр Невский.
 



Алексей Рудевич
 

Древние города северной Европы ....



Нарва


 Нарва − город в Эстонии, находящийся на левом берегу реки Нарва, напротив Ивангорода, на границе с Россией. Впервые поселение на территории современного города упоминается под названием Ругодив в 1171 году в Новгородской летописи.


 Клайпеда


Клайпеда является третьим по величине городом Литовской Республики. В 1252 году рыцарями Ливонского ордена 
на территории Клайпеды был построен деревянный замок Мемельбург. Спустя год вокруг него начал строиться город. 
К концу 50-х годов тринадцатого века в Мемеле утвердилась система любекского права, в городе была построена 
каменная крепость. В то же время купцы из Дортмунда основали здесь торговое поселение.


Орхус


Орхус является вторым по величине городом Дании. Находится он в восточной части полуострова Ютландия. Первые упоминания об этом городе относятся к 951 году. Однако согласно археологическим исследованиям, поселения на месте Орхуса существуют уже более 1300 лет. Некоторые ученые считают, что первое поселение на месте Орхуса было основано еще в первом тысячелетии до нашей эры и уже в те времена являлось торговым посредником между Прибалтикой и территорией Германии.


Выборг


Если верить Иоакимовской летописи, то город Выборг был построен неким новгородским старейшиной по имени Гостомысл.
То есть, по мнению летописцев данный город был основан еще в девятом столетии, однако подтверждения в других источниках этому нет.
По всей видимости, Выборг (а точнее Выборгский замок) был основан шведскими рыцарями  в 1293 году. Замок, построенный шведами, являлся плацдармом для освоения региона.



Калининград (Кенинсберг)


 Кенигсберг был основан в 1255 году на месте, где раньше располагалось прусское городище Тувангсте. 
Изначально город состоял лишь из одной постройки – замка «Королевская Гора».В первые годы своего существования 
оборонительные укрепления данного города были деревянными, а в 1257 году в Кенигсберге началось возведение каменного замка. Первую проверку новым оборонительным сооружениям устроило войско восставших прусских племен, которое осадило город в 1260 году.Постепенно в Кенигсберг и на прилегающие к нему территории начали проникать немецкие переселенцы. 
В результате в шестнадцатом столетии численность пруссов и литовцев составляла 20 % от общего населения города.
Во второй половине тринадцатого века вокруг замка «Королевская Гора» появились первые жилые постройки, а 28 февраля 1286 года Кенигсберг получил городское право (основанное на кульмском праве)


Тарту


Город Тарту имеет богатую и интереснейшую историю. Первое поселение древних эстов (чуди) на его территории было основано еще в пятом столетии, а к шестому-восьмому векам относится городище Тарбату, название которого связано с обитавшими в этих краях зубрами (по-эстонски зубр – tarvas). От этого названия произошел более поздний немецкий топоним – Дерпт. В результате войны великого князя киевского Ярослава Мудрого с чудью (эстами) Тарбату в 1030 году был присоединен к Киевской Руси и переименован в Юрьев (Юрий – имя, данное князю Рославу при крещении). С этого начался новый этап в истории города Тарту. Юрьев выходит на арену мировой истории, становится важным стратегическим пунктом и постепенно превращается в мощный город - крепость.


Вильнюс


По данным археологов, на месте Вильнюса еще в период мезолита находилось древнее поселение. Таким образом, история Вильнюса уходит корнями в каменный век. Если верить летописям, то недалеко от данного города был похоронен легендарный князь литовский Свинторог. Первые задокументированные  упоминая о современной столице Литвы относятся к первой половине 14-го столетия. Именно в то время Вильнюс стал резиденцией великих князей Литвы, а затем и центральным городом Великого княжества Литовского. Князь Гедемин в письме 1323 года отмечает Вильну, как столичный город.


Рига


В двенадцатом столетии монахи Тевтонского ордена вели насильственную христианизацию прибалтийских народов - латгалов, куршамов, эстов и ливов. Именно тевтонцами, примерно, в 1199 году была основана колония, которая положила начало строительству поселений в окрестностях современно Риги. Первое основанное католиками поселение называлось Икскуль.
 
Сама же Рига была основана, по всей видимости, в 1201 году епископом немецкого происхождения - Альбертом фон Буксгевденом. В 1211 году по его распоряжению на территории строящегося города был возведен Домский собор. С целью привлечения переселенцев и тем самым увеличения числа жителей Риги Альберт фон Буксгевден договорился с Ватиканом о папской булле, которая давала возможность выдавать вознаграждения в виде индульгенций всем переселенцам. Так начиналась история Риги.


Таллин


На месте современной столицы Эстонии еще в 1154 году существовало поселение, которое в своем научном труде описывал знаменитый арабский географ и путешественник Аль-Идриси. В 1219 году поселение, расположенное на месте Таллина, было захвачено датскими рыцарями. Именно датчане основали город, который спустя столетия стал культурным и политическим центром Эстонии.Изначально город назывался Ревель.


Упсула


По данным археологов, постройки на месте Упсалы существовали еще в пятом столетии. Постепенно поселение расширялось и превратилось в довольно крупный центр торговли, однако развитию торговых отношений мешало не самое удачное географическое положение Упсалы. В целях решения данной проблемы в начале двенадцатого  столетия  данный город переместился на небольшое расстояние по течению реки Фюрис.
 
В 1435 году на территории Упсалы был построен кафедральный собор и архиепископская резиденция. В апреле 1520 года у этого города состоялось знаменитое сражение между шведскими крестьянами и армией короля Дании Кристиана II.
В шестнадцатом столетии Упсала превратилась в центр Реформации. ляется одним из самых знаменитых городов Швеции.